Перейти к основному содержимому

Глюкоза и память у молодых людей

Глюкоза, как источник энергии, имеет для организма особое значение. Этот метаболит является единственным, обеспечивающим в обычных условиях энергией головной мозг, который, в отличие от всех других тканей организма, не способен синтезировать и депонировать глюкозу.

Профессор Удинцев         178     

Глюкоза и память у молодых людей

Необходимость в глюкозе

     Глюкоза также необходима  для  энергетических нужд  эритроцитов, сетчатки, хрусталика, мозгового слоя надпочечников. Потребление мозгом глюкозы составляет 100-150 г в сутки, что составляет две трети от потребности в этом метаболите всего организма. Глюкоза поступает в мозг с помощью GLUT3 транспортной системы, которая оптимально работает уже при концентрации глюкозы в крови 1.6 миллимоль/литр, а в норме этот показатель  составляет около 4.7 ммоль/л.  Для нормального функционирования мозга необходимо поддержание уровня глюкозы в крови на минимальном уровне — около 3,0 ммоль/л.  Таким образом, глюкоза является критическим метаболитом для жизнеобеспечения головного мозга и в случае ее дефицита в рационе организм вынужден обеспечить ее поступление из собственных ресурсов посредством активизации процессов гликогенолиза (расщепления животного крахмала -  гликогена печени и мышц), а затем, по мере исчерпания ресурсов этого углевода, глюконеогенеза – комплекса метаболических реакций для образования глюкозы из соединений неуглеводной природы – амиконокислот и жиров.    

    Если нижний порог содержания глюкозы в крови не должен быть ниже 3,5 ммоль/л, то верхний предел составляет  5,0 ммоль/л (натощак) и не выше 8 ммоль/л на сытый желудок.  Превышение уровня глюкоза выше   5,5–6,0 ммоль/л уже свидетельствует о нарушении толерантности к глюкозе, что предполагает состояние  преддиабета и является одним из признаков   метаболического синдрома. Уровень   6,1 ммоль/л и выше свидетельствует о сахарном диабете.

     Поскольку глюкоза является важнейшим фактором обеспечения  функциональной активности головного мозга, во многих медицинских учреждениях мира проводились исследования  по оценке влияния ее, в том числе,  на показатели памяти. В предварительных экспериментах на крысах    было показано, что в ходе ситуаций, требующих обучения, ресурсы глюкозы в головном мозгу животных быстро истощаются, что не лучшим образом сказывается на эффективности обучения. Инъекции  глюкозы помогают восстановить обучаемость.  Сотрудники   Отдела Физиологии Университета Вирджиния провели такой эксперимент с привлечением студентов – мужчин и женщин в возрасте в среднем 20 лет. Участники получали утром 237 мл напитка, содержащего 59 г глюкозы или плацебо, а далее им предлагали самые различные тесты, позволяющие оценить функцию памяти.  Оказалось, что глюкоза существенно (более, чем на 35%) повышала    эффективность краткосрочной и долговременной памяти )запоминание лиц, слов и т.д.), но не влияла на количество ошибок   (Soc Neurosci Abstr, 1995).

    Влияние различных видов пищи на показатели памяти и внимания у студентов изучали и в Университета Бингхэмптон, Вирджиния, США.     В ходе исследования с привлечением добровольцев,     у всех определяли показатели краткосрочной памяти, внимания и моторные функции. Перед проведением тестов участники получали напиток с сахаром или сахарозаменителем. Эффект глюкозы и в этом эксперименте был очевиден  – у получавших ее показатели памяти оказались лучше почти в два раза, причем, в наибольшей степени он был выражен в том случае, когда студенты   «зазубривали» наизусть более сложный отрывок текста.     Авторы полагают, что положительный эффект потребления глюкозы на функцию памяти проявляется только в случае достаточно сложных заданий по запоминанию информации, когда ресурсы собственного сахара уже истощены. В качестве оптимального источника глюкозы авторы  считают не шоколадные батончики (масло какао снижает энергетический эффект глюкозы). Не приветствуют они также поедание  обычных  конфет  или столового сахара и объясняют это тем, что диапазон  эффективных доз глюкозы достаточно узок и ее очень легко передозировать. А вот хлеб или картофель в определенных дозах представляется им оптимальным (при разумных объемах введения в рацион)  (American Journal of Clinical Nutrition, 1998).

      В Отделе Физиологии Университета Ланкастера, Великобритания и Университета   Свинбурн,  Мельбурн,  Австралия изучали влияние глюкозы на показатели памяти и  настроения у здоровых молодых людей. Полученные ранее   данные свидетельствуют, что эта зависимость описывается  U-образной кривой, где 25 г глюкозы является оптимальной дозой для молодых людей. В данном исследовании была поставлена цель изучить влияние различных доз глюкозы на   показатели памяти в зависимости от индивидуальных особенностей регуляции обмена глюкозы.  Участники получали напиток, содержащий  0,  15, 25, 50 и 60 г глюкозы и далее у них проводили ряд тестов.  Оказалось, что глюкоза не оказала влияние на показатели настроения, но существенно улучшала показатели различных тестов по оценке памяти краткосрочной и долговременной памяти. Зависимость эта существенно варьировала в зависимости от типа задания, но выявленная ранее U-образная зависимость более соответствовала  показателям долговременной памяти (J Psychopharmacol August 2011).

        В Школе Экспериментальной Психологии Университета Бристоль, Великобритания изучали влияние потребления напитка с глюкозой, предвкушения его потребления, а также ожидания влияния на показатели памяти. В ходе исследования половина  участников получали напиток с глюкозой, другие – плацебо. В каждой группе одним говорили, что это напиток с глюкозой, другим – что с плацебо, а третьим вообще никакой информации не сообщали.  Затем всем участникам предложили выполнить задания по оценке внимательности и памяти. Задания были различной сложности и авторы исходили из того, что потребность головного мозга в глюкозе определяется сложностью задания.    Авторы сделали вывод, что эффективность глюкозы на изучаемые показатели определяется как ее прямым воздействием, так и уверенностью в том, что вы получаете именно глюкозу (ожидание влияния) (Psychopharmacology (Berl). 2013).

     В Школе Педиатрии и Детского Здоровья Университета Западной Австралии, Перт изучали механизмы влияния глюкозы на процессы запоминания.  Организаторов работы, в частности,  интересовало влияние глюкозы на реакцию стресса, сопровождающую ситуации, требующие быстрого и эффективного запоминания информации (например, подготовка к экзаменам). Для исследования были привлечены юноши в возрасте 14-17 лет. Оказалось, что улучшение памяти при приеме глюкозы проявляется только у тех, у кого был высокий уровень личностной тревоги, т.е.  беспокойства и дискомфорта, непосредственно связанных с конкретной стрессорной ситуацией.  Авторы полагают, что эффект глюкозы и проявляется прежде всего в регуляции реакции стресса (J Psychopharmacol January 2011) .

   В Школе Фармации Лейкестера  Университета ДеМонтфорт, Великобритания изучали влияние напитка с глюкозой на эмоциональную память  (память на чувства - запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционального материала). Для исследования были привлечены здоровые люди в возрасте  18-49 лет.  Авторы не обнаружили зависимости между уровнем глюкозы  и показателями памяти, хотя имеются данные, что повышение содержания глюкозы способствует активации воспоминаний об отрицательно окрашенных событиях  (Appetite,  2013).

    А вот избыток фруктозы, особенно на фоне дефицита омега-3-полиненасыщенных жирных кислот, сказывается на функции памяти крайне негативно -  к такому выводу пришли сотрудники Отдела Интеггративной Биологии и Физиологии Университета Калифорнии, Лос-Анжелес, США (The Journal of Physiology, 2012).  

        Эффективна глюкоза и для тренировки памяти у маленьких детей.   К такому выводу пришли исследователи из Детского Исслеловательского Центра  Университета МакГилл, Квебек, Канада.  Они показали, что содержание глюкозы в дозе 2 г/кг детского питания повышает уровень запоминаемости слов детьми, начиная с возраста 2-4 дня.  Детям наговаривали  различные слова в течение 30 дней, до того периода, когда    они начинали ориентироваться – поворачивать голову к источнику звука.  Оказалось, что 57,7% детей, получавших питание с глюкозой, проявляют реакцию на слова в течение 100 секунд после их проговаривания, в то время, как в контроле – только 31,8%  (Developmental Psychobiology, 2006).

   Таким образом, многочисленные исследования показывают, что глюкоза при ее разовом применении стимулирует у молодых людей функцию памяти. Безусловно, к подобным экспериментам на себе следует относиться очень осторожно, обязательно контролируя уровень глюкозы в крови  и ни в коем случае не проводить подобную нагрузку при содержании ее выше 5,0 ммоль/л натощак.



0 / 5    Оценок - 0

Комментарии