Перейти к основному содержимому

Лапша - важнейшее изобретение японцев

Вы сильно ошибаетесь, если думаете, что главным своим достижением японцы считают что-то из чудес электроники, автомобильной промышленности или другого хай-тека. Сами они думают совсем иначе.

Профессор Удинцев         73     

Лапша  - важнейшее изобретение японцев

Лапша быстрого приготовления

По данным аналитического Института Фуджи (Fuji Research Institute), жители Страны Восходящего Солнца уверены, что их самое выдающееся открытие  в    20 веке  - лапша быстрого приготовления (далее ЛБП)! На второе месте по значимости японцы ставят изобретение караоке, на третье – разработку компанией Sony «The Walkman» (компактного кассетного стереомагнитофона с наушниками, который можно  было повсюду таскать с собой),   и лишь затем уже – технологии домашних доступных  компьютеров, компакт-дисков и цифровых фото- и видеокамер. Такие приоритеты нам кажутся весьма  странными, но, как говорится - «хозяин-барин». Японцам, по-видимому, виднее… (сайт BBC News, 12 Декабря 2000). 

   Итак, речь пойдет о лапше быстрого приготовления (Instant Noodles).  Собственно, лапша – это национальное блюдо китайцев, известное уже более 7 тыс.лет.  Ее разновидность - жареная лапша «цумянь» - неотъемлемый элемент Гуаньдунской кухни.  На ее основе и был создан (и снова в Китае!)  первый прототип ЛБП  - предварительно обжаренную лапшу далее разогревали с  различными бульонами и добавками.    По легенде, рецепт ее придумал в XVI веке повар Юи Бинджоу (Yi Bingshou) из г.Янчжоу, (провинция Цзянсу). Блюдо это по имени   автора получило название  «Юи лапша» (Yi), именуют ее также лапша Е-фу или И-Фу.  

   Технология ЛБП в ее современном виде  разработана  в 1958 г. японцем тайваньского происхождения Момофуку Андо (Momofuku Ando). Чуть позже он открыл в Японии компанию Japan's Nissin Foods по производству такой лапши и других подобных продуктов быстрого приготовления. Предприимчивый господин Момофуку Андо   попал в очень удачное время – в послевоенной Японии остро ощущалась потребность в массовых и доступных продуктах. Кроме того, это была эпоха   расцвета телевидения и массированная  телереклама сделала свое дело  - японцы очень быстро полюбили новый продукт и вскоре уже жить без него не могли. Первая ЛБП, выпущенная в Японии, называлась  «Chikin Ramen», т.е. лапша со вкусом курицы, а сам термин Ramen (рамен) был позаимствован из корейского языка, где он обозначает просто «лапша». И вскоре,  благодаря своей фантастической популярности, это блюдо обрело в Японии всенародную любовь и получило название «волшебная лапша ("a magic ramen").  В 1971 г компания  Japan's Nissin Foods сделала еще один важный шаг по продвижению ЛБП, расфасовав ее  в чашки-контейнеры  из Стирофома (экструдированного пенополистирола, пеноплэкса). Новое изделие,  получившее название "CUP NOODLES®" (Лапша в чашке),  было абсолютно революционным на рынке продуктов быстрого приготовления.  Удобство его было очевидным – лапшу можно было заваривать прямо в этой посудине и из нее же и есть.  Базовый комплекс лапши снабжался различными добавками и приправами с мясным, овощным, куриным, грибным и прочими вкусами, что позволило завоевать сердца и желудки  самых привередливых едоков.  С помощью такой формы подачи продукта разработчикам удалось решить сразу три проблемы: создать упаковку для продажи и хранения лапши, посуду для ее приготовления и чашку для еды.  ЛБП  быстро получила популярность вначале в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, затем в Европе и Америке.  Изготовление лапши осуществлялось в соответствии с «пятью принципами», разработанными еще Момофуку Андо -   доступность, удобство, безопасность и гигиена, длинный срок годности и высокие вкусовые качества.  Для поддержания этих принципов,  обеспечения контроля качества и устранения нежелательных конкурентов     Момофуку Андо  создал Международную Ассоциацию Производителей Рамен (лапши)  (International Ramen Manufacturers Association (IRMA).    Торжественная инаугурация новой Ассоциации, куда вошли 10 основных производителей ЛБП в мире и одна промышленная ассоциация, была проведена в Токио в 1997 г. В число основателей ассоциации вошла и компания «Маревен Фуд Сэнтрал»  (Mareven Food Central) – производитель известного в России бренда ЛБП  -  «Роллтон».  Ассоциацией был разработан стандарт (Кодекс) для изготовления этого продукта, которого должны были придерживаться все участники.   В 2007 г.   IRMA расширилась, приняв в свои дружные ряды новых производителей лапши и других продуктов быстрого приготовления. С тех пор название ее было изменено на «Мировую Ассоциацию Лапши Быстрого Приготовления» (World Instant Noodles Association, WINA). Разработчики ЛБП не останавливаются на достигнутом. Шагая в ногу со временем, в 2005 г.совместно с Японским Аэрокосмическим Агентством они   придумали, создали и запустили в космос целый обед, состоящий из кексов, супа и добавок.  Суп был особым образом изготовлен так, чтобы его можно было есть в состоянии невесомости. Лапшу можно было заваривать при температуре всего 700, что позволяло экономить энергию и избежать опасности обжечься.    Надо ли говорить, что такая «космическая  лапша» нашла своих поклонников и на Земле.

  Объем производства ЛБП в мире исчисляется миллиардами упаковок. Уже на заре своего существования, в   1990 г, эта цифра составила    15 млрд.,  в 2001 - 50 млрд, а в 2012 – уже превысила  100 млрд. упаковок!  Но, по данным сайта  Мировой Ассоциации Лапши Быстрого Приготовления» (World Instant Noodles Association, WINA), за последние годы этот показатель начал снижаться, особенно в странах -  основных потребителях продукта.    Представляем данные по 6 основных потребителям ЛБП на 2012 г и последнюю информацию, на май 2017 г. (цифры означают млрд. упаковок). Итак,  Китай   44 и 38,52;   Индонезия   14,75 и 13,1;    Япония   5,41 и 5,66;   Вьетнам    5,06 и 4,92;    Индия   4,36 и  4,27;   США   4,34 и 4,1 млрд. упаковок.  Россия по уровню потребления ЛБП занимает 12-е место в мире и показатели на 2012 и 2017 г.г. составили 2,09 и  1,62 млрд. упаковок, что тоже очень немало. Как мы видим, в большинстве стран-лидеров  потребления ЛБП объемы ее продаж падают, за исключением Японии, жители которой сохраняют верность своему детищу.  В России интерес к такой лапше также снижается, что можно расценивать как благоприятный признак – люди стали больше думать о собственном здоровье.

     Россию ЛБП начала завоевывать с конца 80-х годов, когда на Востоке страны появился первый подобный продукт из Южной Кореи «Доширак» (Doshirak). Надо сказать, что исходно эту лапшу именовали  Досирак» (Dosirak), но маркетологи быстро смекнули, что на русском языке это не совсем благозвучно и   сменили название. Адаптируя продукт  к российскому рынку, производители изменили также форму упаковки  лапши с хорошо знакомого в Корее  и других странах круглого высокого стакана  на плоскую прямоугольную лоханочку. Они предполагали, что такая лапша благодаря удобству приготовления и длительному сроку хранения завоюет симпатии у русских,   привыкших к многодневным передвижениям по своей громадной стране на поездах;  а прямоугольная посудина куда как более устойчива при качке вагона. Кроме того, они учли, что из такой тары есть инструментами, привычными для русских - ложкой и вилкой, значительно удобнее, чем из высоких стаканов.  Наконец, эти контейнеры вполне можно  приспосабливать  после еды для каких-нибудь полезных целей, например, выращивания в них рассады. Лапша «Доширак» быстро охватила российский рынок, обретя популярность не только среди пассажиров поездов, но и многомиллионной армии мичуринцев, студентов, да и всех жителей страны, имеющих невысокие доходы.   Но вскоре   лапша «Доширак» по востребованности и объему продаж уступила первенство  аналогичному продукту под названием «Роллтон» - изделию  транснациональной компании «Маревен Фуд Сэнтрал»  (Mareven Food Central), которая в 1998 г. наладила   производство ЛБП непосредственно в России.  

   О популярности в нашей стране ЛБП свидетельствует тот факт, что в 2011 г. это изделие   занимало почти половину  (47,8%) рынка продуктов быстрого приготовления. Для сравнения,   доля сегмента каш и хлопьев (куда как более полезной пищи!) составляла всего 16,96%.  В структуре российского производства продуктов быстрого приготовления доля ЛБП была еще больше -  58,4%,   а вот на  каши (хлопья) приходилось 11,4% (по данным исследования компании IntescoResearchGroup, электронный журнал «Российский продовольственный рынок», № 5, 2012 г.). 

    Специфику потребления ЛБП в России никто не изучал, но такие исследования проведены в США и обзор на эту тему написан сотрудниками Отдела Пищи и Питания Колледжа Ансан, Корея.  Анализ сделан  на основании результатов Национального Обследования Питания и Здоровья США.   Среди опрошенных  8734 человек такую лапшу регулярно поедали 2035 субъектов (23.3% всех участников).  Для мужчин средний объем потребления составлял    304.1 г/день на человека, а для женщин -   268.0 г. Наибольшими любителями такой пищи оказались дети и подростки  в возрасте   9-18 лет (350 г в день), далее – люди в возрасте  19-50 лет (333.5 г), потом лица в возрасте 51-70 лет (280.4 г), затем пожилые, старше 71 года и, наконец, маленькие дети 1-8 лет (221.5 г в день). В целом, мужчины поедали этого «блюда» больше, чем женщины.   Интересно, что опрошенные, относящиеся к среднему классу (т.е. люди не бедные) потребляли ЛБП   более всех   (312.5 г в день.   Интересно, что у любителей этого блюда рацион оказался более  полезным – они больше съедали  молока, рыбы, цитрусовых, помидоров, а также алкоголя, в то время как негативно относящиеся к лапше предпочитали мясо, птицу, хлеб и безалкогольные напитки  (Nutr Res Pract. 2010).

   Производители ЛБП нахваливают свои изделия и, без сомнения, им есть чем гордиться.  Но настолько ли эта лапша  полезна, как ее рекламируют? 



4.5 / 5    Оценок - 2

Комментарии