Перейти к основному содержимому

Вода и функция головного мозга

Тысячи людей живут без любви, но никто — без воды. Xью Оден

Профессор Удинцев         196     

Вода и функция головного мозга

Дегидратация мозга

Наш головной мозг насыщен водой более других органов – ее содержание в сером веществе нашего «компьютера» составляет 84%, в белом – 79%. Поскольку нейрохимические процессы в этих тканях  протекают в водной среде, то дегидратация мозга ничего хорошего нам не приносит.   Между тем, серьезные исследования по влиянию объема потребления  воды на функцию центральной нервной системы   начались сравнительно недавно – в конце прошлого века.

    В Лаборатории Трудоспособности Человека Университета штата  Коннектикут, США изучали влияние умеренной дегидратации на показатели настроения и когнитивные функции (когнитивные, т.е. познавательные  функции  связаны с  восприятием информации, ее обработкой, анализом, хранением и обменом)    у здоровых   женщин в возрасте в среднем 23 года.   Дегидратацию вызывали умеренными физическими упражнениями при обычной температуре окружающей среды.  Часть участниц дополнительно принимали мочегонное средство фуросемид в дозе 40 мг. Контрольная группа женщин дегидратации не подвергалась.     Средняя потеря массы тела за счет дегидратации составила     1.36%. Наиболее выраженно обезвоживание проявилось в развитии   утомления, инертности и общем показателе падения настроения, повышенном  восприятии сложности заданий, низкой концентрации внимания,  головных болях.  Авторы делают вывод о необходимости обязательной коррекции дегидратации после физических упражнений     (J Nutr. 2012).

   Сотрудниками Научного Отдела компании Forenap, Rouffach, Франция изучалось влияние  24-часового  ограничения жидкости на показатели настроения и   физиологические признаки дегидратации у здоровых женщин в возрасте в среднем 25 лет.     За этот период никаких клинических   жизненно важных нарушений отмечено не было, за исключением увеличения частоты сердечных сокращений.   Наиболее ранними признаками дегидратации были  увеличение плотности мочи и ее потемнение, а также жажда.   К концу исследования возросла осмолярность слюны, но не плазмы крови.   Что касается влияния на показатели настроения, то отмечена повышенная  настороженность, утомляемость,  сонливость, беспокойство  (Br J Nutr. 2013 ) .

     Та же группа исследователей  изучала влияние изменения объемов потребления воды на настроение субъектов, привыкших пить воду в больших или, наоборот,  малых количествах.   Для исследования привлекли 22 здоровых человека, обычно выпивающих в день 2-4 л (1 группа) и 30 человек, потребляющих менее 1,2 л  воды в день (2 группа). В течение 3-х дней исследования   участники первой группы ограничивали потребление воды до 1 л, а  второй – наоборот, увеличивали  до 2,5 л воды в день.  В ходе исследования у всех с помощью трех различных методик оценивали  настроение.     В начале   показатели настроения у участников обеих групп были примерно одинаковыми. В процессе исследования у участников первой группы достоверно выросло ощущение жажды, снизилось ощущение удовлетворения, спокойствия, положительных эмоций, энергии/активности. Во второй группе, напротив, отмечено выраженное снижение утомляемости, инертности,  замешательства,  жажды,  сонливости.  Таким образом, повышение потребления воды оказало позитивное влияние на показатели настроения, в то время, как снижение ее потребления проявило прямо противоположный эффект  - угнетало положительные эмоции (PLoS One. 2014 ) .

         В Отделе Термальной и Горной Медицины НИИ Медицины Окружающей Среды Вооруженных Сил США, г. Нейтик, штат Массачусетс, США изучали влияние дегидратации и острого температурного стресса на психологическое состояние  военнослужащих.   Исследования проводили с привлечение мужчин в возрасте   22  года со средним ростом  1.80 м и массой  85.4 кг. Участники находились в условиях температуры    10, 20, 30, 40 °C и у всех вызывали гипогидратацию в объеме 4,1% массы тела в результате повышенной физической нагрузки. Часть из них далее получала воду, остальные нет.     У находящихся «на сухом пайке» когнитивные показатели не изменились, но настроение  испортилось  - у всех повысилась утомляемость, беспокойство, гнев, депрессии, раздражительность. Наихудшее состояние отмечено у тех, кто находился при температуре   10 °C. У военнослужащих, получивших воду, выраженных негативных  нарушений не отмечено  (Eur J Appl Physiol. 2013).

          В Центре Исследований в Области Санитарной Службы Армии, Цедекс. Франция  изучали влияние потребления жидкости на когнитивные функции после дегидратации, вызванной тепловым стрессом или  физическими упражнениями. Для исследования были привлечены  здоровые мужчины, часть из которых была подвергнута  дегидратации до потери веса 2.8%  с помощью повышенной температуры, другие получили такой же результат на тредмиле -    спортивном   тренажёре для занятий бегом.   Через 1 час одни участники   выпивали раствор  воды,  содержащий 50 г   глюкозы и 1.34 грамма  поваренной соли    в количестве,  соответствующем 100%   потери массы тела, вызванной обезвоживанием. Другая группа участников получала только раствор глюкозы в  воде.   Психологические тесты проводили через 30 минут после фазы обезвоживания и через 2 ч после  приема  жидкости. Оба способа дегидратации в равной степени нарушали когнитивные способности (показатели межличностного взаимоотношения, краткосрочную память), а также повышали усталость.  Через 3,5 часа после дегидратации все эти явления проходили, хотя участники  чувствовали себя по-прежнему усталыми.   Применение обоих напитков особых изменений в изучаемые показатели не внесли   (International Journal of Psychophysiology, 2001).

       В Школе Психологии Университета Восточного Лондона, Великобритания изучали, какие факторы улучшают когнитивные способности и настроение у взрослых людей, прошедших дегидратацию – вода либо приятные ощущения в ожидании ее получения (предвкушение).  Половине участников, прошедших дегидратацию, т.е. испытывающих сильную жажду,     создавали условия предвкушения потребления воды, а другим нет. Далее воду предоставили  половине членов каждой группы.   У всех участников исследования проводили комплекс психологических тестов - в начале исследования, через 20 и 40 минут после получения воды или в аналогичное время у тех, кто воды не получал. Положительными результаты  тестирования оказались только у получавших воду, а не пребывавших в ее ожидании.  Авторы делают вывод, что эффект воды, действительно.  обусловлен ее физиологическим воздействием на головной мозг, но не психологическим – приятными ощущениями в ожидании ее потребления   (Appetite. 2013).

     В Школе Психологии и Клинических наук Университета Ридинга, Великобритания  написан обзор о  влияние уровня гидратации на когнитивную производительность и настроение у представителей группы повышенного риска  - детей, больных и пожилых субъектов. У этих людей  даже при дегидратации в объеме 2% развивается серьезные нарушения - усталость, ухудшается настроение, концентрация внимания, удлиняется время реакции, ухудшается краткосрочная и долговременная память, внимание  (Br J Nutr. 2014).

       Группой сотрудников Лаборатории Питания и Нейропсихологии  Центра Старения Университета Тафта, Бостон, США    написан обзор о  специфике влияния дегидратации на поведенческие реакции детей различного возраста и подростков. Авторы считают, что у этой категории людей   даже невыраженная дегидратация (не превышающая 1-2% потери массы тела)  вызывает существенные нарушения функций  головного мозга. У маленьких детей это проявляется раздражительностью,   дезориентированностью, паническими состояниями  и даже летаргическом сне. У детей постарше и подростков в первую очередь   возникают когнитивные нарушения – снижение концентрации внимания и  эффективности кратковременной памяти,    повышение тревожности (Nutrition Reviews, 2006).

         В Школе Психологии Университета Восточного Лондона, Великобритания изучали, как влияет потребление воды на когнитивные способности    школьников начальных классов.  В исследовании участвовали 58 детей в возрасте 7-9 лет, часть из которых находилась на обычном рационе потребления жидкости, а других просили дополнительно пить в течение дня воду. Участники второй группы  не испытывали чувства жажды, они  лучше  выполняли задания, требующие визуального внимания – вычеркивание из текста определенных букв, поиск различий на двух картинках (Appetite. 2009).  

    Итак,  мозг страдает при обезвоживании в первую очередь, чего допускать   категорически нельзя, поскольку такое состояние негативно сказывается не только на наших мыслительных способностях и настроение, но и нарушает функции мозга как  главного центра управления всем нашим организмом.



0 / 5    Оценок - 0

Комментарии