Перейти к основному содержимому

Диета доктора Аткинса: новые горизонты

Существуют программы, из года в год демонстрирующие высокие рейтинги среди диет. К ним в первую очередь следуют отнести одну из разновидностей низкоуглеводных программ – кетогенную диету доктора Аткинса. Предложенная еще в конце 70-х годов прошлого столетия, к началу нынешнего тысячелетия она обрела исключительную популярность не только в США, но и во всем мире. В России она стала широко известна в 80-е годы под названием «Кремлевская диета».

Профессор Удинцев         1027

Диета доктора Аткинса: новые горизонты

Кремлевская диета

В чем принцип работы этой диеты? С точки зрения биохимии, он заключается в переключении метаболизма с «глюкоцентрического» на «адипоцентрический». Иными словами, организм начинает использовать в качестве основных источников энергии не глюкозу, и жирные кислоты, получаемые из углеводов и жиров пищи, а альтернативные энергетические субстраты кетоны (кетоновые тела) – продукты метаболизма жиров и белков пищи и собственных жировых отложений.. К кетонам относятся ацетоуксусная кислота, D-β-оксимасляная кислота и ацетон и процесс их образования, именуемый кетозом, обычно начинается при снижении содержания углеводов в рационе менее 50 г, обеспечивая около 10 % от энергетической емкости рациона, и потреблением ad libitum (до насыщения) в первую очередь жиров. В экстремальных условиях дефицита углеводов кетоны в качестве источников энергии эффективно используются большинством тканей организма, в первую очередь мозгом и сердцем. Еще в 60-х годах было показано, что до 75% потребности человека (в первую очередь, его мозга) в энергии в таких условиях может быть обеспечена именно за счет кетоновых тел, которые становятся основным и предпочтительным по сравнению с глюкозой энергетическим субстратом, а один из кетонов - D-β-оксимасляная кислота, даже получила название «сверхтоплива». На фоне кетоза интенсивность метаболизма нарастает, что приводит к более выраженной потере жировой массы, но при этом, что крайне важно, не происходит разрушения белков мышечной ткани.

Кето диета аткинса

Но в последние годы диета Аткинса изрядно сдала свои позиции. Весьма чувствительным ударом по этой программе послужили результаты недавно опубликованного отчета группы ученых из Китая, Греции, Великобритании и Польши, которые проанализировали влияние подобных низкоуглеводных диет на показатели смертности у жителей США. Часть данных была взята из отчета по очередному «Национальному Исследованию Здоровья и Питания (NHANES; 1999–2010), проведенному в США. Для анализа авторы работы использовали данные по 24825 участникам NHANES, которых наблюдали в среднем 6.4 года. У получавших наименьшее количество углеводов (214 г в день) по сравнению с теми, кто их поедал в наибольшем объеме (367 г/день), риск преждевременной смерти от всех причин был выше на 32%, от сердечно-сосудистых заболеваний – выше на 50%, цереброваскулярной патологии – на 51% и рака – на 36%. Причем, смертность была значительно более выраженной у лиц с нормальной массой тела (выше на 48%), чем у субъектов с ожирением (выше на 19%). Авторы, правда, не указывают, насколько выше была смертность у лиц с ожирением, не находящимся на такой диете, по сравнению с людьми с нормальной массой тела. В статье также проанализированы данные из девяти эпидемиологических исследований средней продолжительностью 16,1 год с общим участием 462934 человек. И эти результаты также свидетельствовали, что смертность у людей, получавших наименьшее количество углеводов, была выше на 22%; смертность от сердечно-сосудистой патологии – выше на 13%; злокачественных опухолей – на 8%.

Что касается клетчатки, то участники получали ее явно недостаточно: даже те, у кого в рационе было наибольшее количество углеводов, клетчатки они потребляли всего 17.1 г в день. А у субъектов, получавших минимум углеводов, клетчатки оказалось и того меньше – всего 14.9 г. Напомним, что норма потребления клетчатки составляет 14 г/1000 ккал, т.е. примерно 25 г/день для женщин и 30 г – для мужчин. Кроме того, участники, получавшие минимум углеводов и клетчатки, в 5 раз больше выпивали алкоголя (в пересчете на чистый этанол), чем те, кто клетчатки получал больше - 15,2 и 3,2 г спирта в день, соответственно (Mazidi M. Lower carbohydrate diets and all-cause and cause-specific mortality: a population-based cohort study and pooling of prospective studies / European Heart Journal, 2019, 40 (34), 2870–2879).

Недостаток диеты Аткинса

Диетологи утверждают, что основной недостаток классической диеты Аткинса в том, что она перегружена насыщенными жирами и содержит очень мало клетчатки. Кроме того, многие пациенты, пытающиеся ввести себя в состояние кетоза, испытывают неприятные симптомы (запоры или наоборот, диарея, запах ацетона, головные боли, судороги, выраженная слабость, высыпания на коже и т.д.), что вынуждает их прекращать программу. Все эти явления имеют место вследствие повышения потерь натрия, калия и воды как реакция на снижение уровня инсулина, и падение уровня глюкозы для обеспечения мозга. Эти неприятные симптомы наиболее выражены в 1–4 дни нахождения на диете, а потом, как правило, проходит после нормализации уровня глюкозы в крови. Запоры связаны в основном с дефицитом потребления клетчатки за счет снижения общего объема углеводов.

Как повысить эффективность диеты Аткинса?

Можно ли как-то исправить ситуацию у повысить эффективность этой программы? Обзор методов для этой цели был сделан сотрудниками Технологического Университета, Окленд, Новая Зеландия.

Авторы проработали базы данных PubMed, Science Direct, CINAHL, MEDLINE, Alt Health Watch, Food Science Source, EBSCO Psychology and Behavioural Sciences и обнаружили, что перспективным для этой цели является применение аминокислоты лейцина, короткоцепочечных и среднецепочечных жирных кислот, а также непосредственно кетонов.

Лейцин относится к кетогенным, а не глюкогенным, аминокислотам, т.е. участвует в большей степени в образовании кетонов, чем глюкозы. Причем, этот процесс прогрессирует по мере нахождения на диете Аткинса и при дефиците внешних источников лейцина эта аминокислота образуется из белков организма в процессе их катаболизма. Совершенно ясно, что для организма это нежелательно, поэтому компенсировать нарастающий дефицит лейцина за счет продуктов питания абсолютно необходимо. Эта аминокислота находится во многих продуктах. Так, в 100 г яичного порошка ее содержится 3,8 г, сыра "Пармезан" 3,5 г, нежирного творога 1,9 г, горбуши 1,7 г, сельди и мясе индейки 1,6 г.

Второй важный фактор повышения эффективности кетогенной диеты Аткинса - короткоцепочечные жирные кислоты (КЦЖК) масляная, пропионовая и уксусная. Образуются они в толстом кишечнике в процессе ферментации клетчатки-пребиотиков. Часть КЦЖК, в основном масляная, используется местно, как топливо для клеток эпителия кишечника, небольшое количество абсорбируется прямо из кишечника в системное кровообращение для использования периферическими тканями. Но в основном эти кислоты абсорбируются через портальную вену в печень, где и конвертируются в кетоновые тела. Это происходит благодаря особенностям структуры КЦЖК - очень коротеньким цепочкам, которым не требуется эмульгирование или комплектация с липопротеинами-хиломикронами для проникновения в лимфатическую систему, как жирным кислотам с длинными углеродными цепями. Причем, по своей кетогенной активности КЦЖК, особенно масляная, более эффективны, чем лейцин. Менее выраженным кетогенным эффектом обладает уксусная кислота, но она более доступна в качестве обычного продукта питания, поэтому в состав некоторых похудательных диетах входят яблочный и прочие уксусы. Многими врачами такой подход не одобряется, поскольку влияние избытка уксуса на слизистую желудочно-кишечного тракта нельзя назвать благоприятным (Harvey C. The use of nutritional supplements to induce ketosis and reduce symptoms associated with keto-induction: a narrative review / PeerJ. 2018; 6: e4488).

Сотрудниками Университета Северной Каролины, США показано, что КЦЖК и кетоны непосредственно регулируют активность симпатической нервной системы, играющей ведущую роль в поддержании энергетического гомеостаза. Причем, пропионовая КЦЖК, стимулирует активность симпатической нервной системы, а кетон β-гидроксибутират, наоборот, подавляет ее, что позволяет достичь некоего баланса. Авторы также выявили молекулярный механизм этого эффекта – особый рецептор GPR41 (Kimura I. Short-chain fatty acids and ketones directly regulate sympathetic nervous system via G protein-coupled receptor 41 (GPR41) / PNAS, 2011, 108 (19) 8030-8035).

Кетогенная диета для похудения

Но в целом, судя по последнему обзору на тему кетогенных диет, опубликованному сотрудниками Бостонской Медицинской Школы, США, такие программы имеет большие перспективы, и не только как похудательные. При всех нареканиях, кетогенные диеты с повышенным содержанием жиров оказалась значительно более эффективной с точки зрения профилактики и лечения ожирения и сахарного диабета, чем многие другие «обезжиренные» рационы. Авторы работы полагают, что, помимо убедительно доказанного снижения уровня глюкозы и инсулина в крови у последователей таких диет за счет ограничения углеводов, хронический кетоз в результате метаболической перестройки снижает инсулинорезистентность – одного из основных механизмов развития очень многих заболеваний.

Существующие клинические данные позволяют сделать вывод, что грамотно составленные кетогенные диеты безопасна. В настоящее время в мире уже проводится или планируется осуществление 85 (!) клинических исследований по применению низкоуглеводных и кетогенных диет для профилактики и лечению злокачественных опухолей мозга, молочной железы, эндометрия, толстого кишечника, поджелудочной железы, предстательной железы, лимфомы; кардиометаболических заболеваний – хронического воспаления, дислипидемий, эндотелиальной дисфункции, инсулинорезистентности, ожирения, сахарного диабета; заболеваний желудочно-кишечного тракта – неалкогольной жировой болезни печени, синдрома раздраженной кишки; неврологической патологии и нейродегенеративных заболеваний – болезни Альцгеймера, эпилепсии, возрастных когнитивных расстройств средней тяжести, рассеянного склероза, травматических поражений головного и спинного мозга; психологических и психиатрических расстройствх - алкоголизма, аутизма, биполярных расстройств, шизофрении, нарушений настроения и т.д. (Ludwig D. The Ketogenic Diet: Evidence for Optimism, but High-Quality Research Needed / The Journal of Nutrition, 2020, 150 (6), 1354–1359).

В следующей статье мы расскажем об одном, чрезвычайно популярном ныне за рубежом способе повышения эффективности программы Аткинса - весьма любопытной «пуленепробиваемой» диете Дэйва Эспри.

Подборка товаров



1 / 5    голос - 1

Вся продукция фабрики в интернете

Покупайте не выходя из дома!